Рабочая программа групповых коррекционно-развивающих занятий для учающихся 1-4 классов Тропинка к своему Я

Муниципальное бюджетное учреждение

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Согласовано на педагогическом
совете МБУ Ц1И1МИСП
Протокол № 2 от 01.04.2024 г.
Председатель ПС
А.Н. Ковалева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

групповых коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса
на основе программы эмоционально-волевой сферы учащихся младших классов О.В.
Хухлаевой «Тропинка к своему Я» (1-4 кл.)

Составитель:

педагог-психолог ЦППМИСП
Репкина Т.Ю.

Миллерово
2024

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы формирования
психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата
психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Программа предназначена для обучающихся 1 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения
в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные
нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими
возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие
учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником
стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им
необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при
физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена
на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к.
способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит
находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению
атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению
распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе
повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и
создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и
является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и
средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка
является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на
формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к
одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий:
формирование и сохранение
психологического здоровья младших школьников через создание условий для их
успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1 .Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к
внутреннему миру другого человека.
2 . Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу,
понимать чувства другого человека.
3 .Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку
преодоления.
4 .Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления
межличностных отношений друг с другом и учителем.
5 .Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального
состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7,Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
2

Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с
младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический
(связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностномотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он
предполагает осознание ребёнком
ценности, уникальности себя и окружающих,
идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром
во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством
самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире
и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка
потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними
осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все
направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои
задачи:
1 .Введение в тему.
2 .Развёртывание темы.
3 .Индивидуализация темы.
4 .Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и
индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных
моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не
усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к.
помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Учебно - методическое обеспечение программы
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
1.0.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я».
Программа формирования
психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.
2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера»,
2001.

Срок реализации программы, общее количество часов. Формы
организации образовательной деятельности и режим занятий
1. Срок реализации программы: 1 год (28 занятий)
2. Форма организации деятельности: групповая
3. Режим занятий: 1 раз в неделю по 30-35 минут

3

Метапредметными результатами изучения курса является
формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного
текста;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью
учителя;
- учиться исследовать свои качества и свои особенности;
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;
- учиться наблюдать;
- моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- учиться работать в паре и в группе;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией.

4

Содержание программы
Раздел 1. Мои чувства (10 часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и
мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно,
помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и
чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и
жесты - наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (6 часов)
Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим
нравятся, а какие - нет?
Как мы видим друг друга?
Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным
человеком?
Раздел 3. Какой Я - какой Ты (7 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть
много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Как правильно оценить себя?
Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии,
сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
Раздел 4. Трудности первоклассника (5 часов)
Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить
свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к проблеме, понять, что
трудности встречаются в жизни всех первоклассников. Главное- помнить, что я живу
среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни
находился: в школе, дома, на улице.

5

Тематическое планирование
№
п/п

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

И
12

1
1

13

1

14

1

15
16

1
1

17
18
19
20
'21
22
23

1
1
1
1
1
1
1

24

1

25
26
27
28

1
1
1
1

Тема занятия

Раздел 1. Мои чувства
Радость можно передать прикосновением
Радость можно подарить взглядом
Страх.
Страх. Его относительность
Как справиться со страхом,
Гнев. С какими чувствами он дружит?
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства.
Разные чувства (продолжение)
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга
Качества людей
Люди отличаются друг от друга своими
качествами
Люди отличаются друг от друга своими
качествами (продолжение)
В каждом человеке есть «светлые» и
«тёмные» качества
Как мы видим друг друга
Как мы видим друг друга (продолжение)
Раздел 3. Какой Я - какой Ты?
Какой Я?
Какой Я? (продолжение)
Мой автопортрет
Моё настроение
Какой ты?
Я и другие
Я и другие (продолжение)
Раздел 4. Трудности первоклассника
Трудности первоклассника в школе, дома,
на улице.
Школьные трудности
Домашние трудности
На улице(поведение и общение)
В магазине(поведение в общественных
местах)

Дата проведения
план
факт

Литература;
1.
Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников.
Глобус, 2007
2.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками.-Спб.: Питер, 2007
3.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих
взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер.
с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.
4.
Гавриш Н.А. Программа элективного курса практической направленности по
психологии 10-11 класс «Формула успеха».
5.
Девяткина Д.С., Челнокова О.С. Рабочая программа «Познай себя»
© Материал из Справочной системы «Образование»:
http ://vip. 1 obraz.ru/#/document/l 89/467277/73e31 ab077/?of=copy-5481121 а60
6.
Клюев Е. Сказки на всякий случай. - М.: Слово, 2003.
7.
Кононович К. Игры в тренинге для ума и тела..- Спб.: изд.Речь, 2010.
8.
Мой жизненный путь. Программа подготовки выпускников детского дома к
самостоятельной жизни: методические рекомендации. Авторы-составители: О.О. Олифер,
М.Ю. Бондарева, О.Б. Цой, Т.П. Гут, О.В. Отрокова, А.А. Соляник,
Е. С. Андрианова, Д. А. Науменко, Ю.В. Безручко; под ред. Е.Н. Ткач. - Хабаровск: ГОУ
«Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2011.
9.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка/ под ред. С.В. Савченко.-Изд.Речь,
2007.
10.
Тренинг жизненных навыков/под ред. А.Ф. Шадуры. - Спб.: Речь, 2005.
И.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6
классы).- 6-е изд. - М.: Генезис, 2018.
12.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8
классы).- 3-е изд. - М.: Генезис, 2018.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».